image description
Морская арбитражная комиссия
         
image description Морская арбитражная комиссия

Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (МАК), созданная в 1930 году, является сегодня одним из старейших морских арбитражей в нашей стране и в мире.

МАК первоначально создавалась для рассмотрения лишь тех споров, которые возникали в связи со спасением судов и грузов на море. Сегодня наряду с традиционными спорами из договоров перевозки грузов, фрахтования судов, морского страхования, спасания, столкновения между судами, рыболовецких операций, предметом разбирательства Комиссии могут быть споры, вытекающие из брокерских и агентских соглашений, ремонта судов, судового менеджмента, осуществления промыслов и многообразных иных отношений, которые возникают в сфере торгового мореплавания.

С 1999 года МАК является членом Международной федерации коммерческих арбитражных институтов (МФКАИ).

В 2006 году утвержден новый Регламент МАК, который вступил в силу с 1 января 2007 года, и новый Список арбитров МАК. Среди арбитров — видные учёные, юристы-практики, капитаны дальнего плавания.

У предприятий, связанных с торговым судоходством, имеются веские основания включать в свои контракты арбитражную оговорку о передаче возникающих споров в МАК — пользующийся международным признанием центр морского арбитража, обеспечивающий беспристрастное и квалифицированное разбирательство морских споров.

Правовой статус и компетенция

Морская арбитражная комиссия (МАК) является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность по разрешению отнесенных к ее компетенции споров в соответствии с Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г. и содержащимся в приложении к нему Положением о МАК, а также в соответствии с Регламентом МАК, утвержденным Приказом Президентом ТПП РФ от 21 декабря 2006 года и вступившим в силу с 1 января 2007 года.

МАК разрешает споры, которые вытекают из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающих из торгового мореплавания, независимо от того, являются сторонами таких отношений субъекты российского и иностранного либо только российского или только иностранного права. В частности МАК разрешает споры, вытекающие из отношений:

  • по фрахтованию судов, морской перевозке грузов, а также перевозке грузов в смешанном плавании (река-море);
  • по морской буксировке судов и иных плавучих объектов;
  • по морскому страхованию и перестрахованию;
  • связанных с куплей-продажей, залогом и ремонтом морских судов и иных плавучих объектов;
  • по лоцманской и ледовой проводке, агентскому и иному обслуживанию морских судов, а также судов внутреннего плавания, поскольку соответствующие операции связаны с плаванием таких судов по морским путям;
  • связанных с использованием судов для осуществления научных исследований, добычи полезных ископаемых, гидротехнических и иных работ;
  • по спасению морских судов либо морским судном судна внутреннего плавания, а также по спасению в морских водах судном внутреннего плавания другого судна внутреннего плавания;
  • связанных с подъемом затонувших в море судов и иного имущества;
  • связанных со столкновением морских судов, морского судна и судна внутреннего плавания, судов внутреннего плавания в морских водах, а также причинением судном повреждений портовым сооружениям, средствам навигационной обстановки и другим объектам;
  • связанных с причинением повреждений рыболовным сетям и другим орудиям лова, а также с иным причинением вреда при осуществлении морского рыбного промысла.

МАК разрешает также споры, возникающие в связи с плаванием морских судов и судов внутреннего плавания по международным рекам, в вышеуказанных случаях, а равно споры, связанные с осуществлением судами внутреннего плавания загранперевозок.

МАК принимает к рассмотрению также споры, которые стороны обязаны передать на ее разрешение в силу международных договоров РФ.

Преимущества МАК

Привлекательность процедуры в МАК обусловлена рядом преимуществ:

  • возможностью для сторон выбрать арбитров, разрешающих их спор, в том числе специалистов, знающих правовую специфику торгового мореплавания и имеющих опыт разрешения морских споров;
  • конфиденциальностью разбирательства и всех материалов дела;
  • более низкими расходами по сравнению с затратами на рассмотрение спора в зарубежных морских арбитражах;
  • возможность проведения слушания на иностранном языке.
  • Не менее важным преимуществом (по сравнению с рассмотрением спора в государственных судах) является окончательностью решений МАК и возможностью их исполнения за рубежом в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией 1958 года, ратифицированной 142-мя странами мира, включая также те страны, с которыми у России нет договоров о правовой помощи.
  • Для того, чтобы возможные споры из контракта разрешались в МАК, целесообразно включить соответствующую оговорку в текст контракта на при подготовке его к подписанию. Использование рекомендуемой в Регламенте формулировки арбитражного соглашения придаст юридическую предсказуемость обязательствам сторон уже тем, что их спор будет разрешен по известным правилам.

Исполнение решений

В соответствии с § 27 Регламента МАК решения Комиссии исполняются сторонами добровольно и в срок, указанный в решении. Если срок не указан, то решение подлежит немедленному исполнению.

Решение МАК, не исполненное стороной добровольно, приводится в исполнение в соответствии с законом и международными договорами Российской Федерации.

Российская Федерация является участником Нью-Йоркской конвенции 1958 г. «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» в соответствии с которой, а также согласно Закону РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г., арбитражные решения, вынесенные МАК при ТПП РФ, не могут быть пересмотрены по существу государственными судами Российской Федерации, и могут оспариваться в российских судах только по основаниям, предусмотренным для этого ст. 34 указанного Закона. Такие основания связаны с возможными недостатками арбитражного соглашения и процедуры арбитражного разбирательства, и не допускают вмешательства государственного суда в спор, разрешенный арбитрами.

С 1 сентября 2002 г. в соответствии с действующим Арбитражным процессуальным кодексом РФ оспаривание решений МАК при ТПП РФ осуществляется в Арбитражном суде г. Москвы в срок, не превышающий трех месяцев с момента получения стороной арбитражного решения. Определения этого суда по данной категории дел обжалованию в апелляционном порядке не подлежат, и могут быть обжалованы в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Лицо, подающее заявление об отмене решения МАК при ТПП РФ, должно обязательно указать основания, по которым оно оспаривает такое решение, причем исчерпывающий перечень таких оснований приведен в ст. 233 АПК РФ. Если оно таких оснований не укажет, или укажет в своем заявлении доводы, кажущиеся ему убедительными, но не предусмотренные ст. 233 АПК (например, неверное определение арбитрами норм материального права, подлежавшего применению, допущенная ими ошибка при расчете убытков, и т.п.), то в соответствии с частью 4 ст. 231 АПК РФ такое заявление остается без движения или возвращается заявителю.

Лицо, подающее заявление об отмене решения международного арбитража, должно в соответствии с пунктом 5 части 3 ст. 231 АПК РФ уведомить об этом другую сторону третейского разбирательства.

В соответствии с частью 2 ст. 230 АПК РФ, заявления об отмене международных арбитражных решений могут быть поданы только лицами, участвующими в третейском разбирательстве, т.е. ни акционеры такого лица, ни прокурор, ни общественные организации или государственные органы не вправе оспаривать решение третейского суда, вынесенное на территории РФ.

Большая часть арбитражных решений, вынесенных МАК при ТПП РФ, исполняется добровольно, так как по указанным выше причинам возможности стороны, проигравшей арбитраж, добиться отмены его решения или воспрепятствовать принудительному исполнению такого решения весьма ограничены. Если арбитражное решение все же добровольно не исполнено, сторона, в чью пользу оно вынесено, имеет право прибегнуть к помощи государственных судов по его принудительному приведению в исполнение.

Приведение в исполнение арбитражного решения, вынесенного МАК при ТПП РФ, осуществляется за рубежом в соответствии с нормами Нью-Йоркской конвенции, а в России - в соответствии с нормами §2 главы 30 АПК РФ государственным арбитражным судом субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства неизвестно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства (см. ч.3 ст. 236 АПК РФ). При этом на территории РФ решается вопрос только о выдаче исполнительного листа на решение МАК при ТПП РФ, процедура его признания не осуществляется.

К процедуре выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения МАК при ТПП РФ Нью-Йоркская конвенция непосредственно неприменима, однако к ней применимы нормы составленных на ее основе статей 35 и 36 Закона РФ "О международном коммерческом арбитраже", которые являются едиными и для приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, и для приведения в исполнение международных арбитражных решений, вынесенных на территории РФ, в том числе - решений МАК при ТПП РФ.


Читайте также книгу Международный коммерческий арбитраж: опыт отечественного регулирования. 80 лет МАК при ТПП СССР/ТПП РФ. 1930–2010 гг. : сб. избр. док. и аналит. материалов


image description Контакты
Адрес: 109012 Москва, ул. Ильинка, 6/1, c.1
Телефон: 8-495-620-0177
Факс: 8-495-620-0178
Эл. почта: